Дмитрий Докин
Председатель Совета директоров, компания «Шин-лайн»
Анализ рынка мороженого
Опубликованы данные о производстве мороженого в октябре 2022 г. в России. По сравнению с аналогичным месяцем 2021 г. объём производства просто рухнул (-47.7%).
Это новый рекорд 2022 г.
Если рассматривать данные с начала года, обнаружится, что в России в январе-октябре 2021-2022 гг. производство мороженого в натуральном выражении сократилось на 8.9% (с 469 819 до 428 111 тонн). Для сравнения, годом ранее - в январе-августе 2020-2021 гг. - выпуск продукции вырос на 14.5%.
Спад в производственной деятельности российских заводов наблюдается с апреля 2022 г. Исключение составляет июнь 2022 г. (но здесь надо помнить об искусственном ограничении выпуска продукции в июне 2021 г., связанного с внедрением Datamatrix).
Основная причина сильного падения объёма производства и реализации мороженого – резкий рост цен при одновременном сокращении реальных располагаемых доходов населения.
В октябре 2022 г. по сравнению с октябрём прошлого года средняя цена реализации мороженого заводами-изготовителями выросла на фантастические 41.1%.
В октябре 2022 г. многие заводы провели повышение цен на мороженое: кто-то смог договориться о повышении цен во всех каналах продаж, у кого-то повышение цен не приняли ведущие торговые сети. Однозначно сейчас многие производственные компании активно проводят ценовые промо-акции (распродажа стоков после окончания сезона). В октябре 2022 г. по сравнению с сентябрём 2022 г. средняя заводская цена реализации 1 кг мороженого выросла на 8.6% (с 275 до 298 руб.).
А теперь внимание! На протяжении всего 2022 года заводам удалось через резкий рост цен компенсировать падение продаж в натуральном выражении и сохранить денежный поток. Но так было до августа. В сентябре-октябре 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. сильно упали продажи не только в натуральном, но и в стоимостном выражении.
Если в октябре 2022 г. по сравнению с октябрём 2021 г. цены заводов на мороженое выросли на 8.6%, то полочные (потребительские) выросли только на 0.3%. Это значит, что ритейл ещё не отыграл заводское увеличение цен. Я считаю коэффициент распределения доходов в индустрии мороженого между производственным и торговым секторами. Если, например, в марте 2022 г. заводская цена занимала 41% (или 0.41) в полочной цене мороженого, то в октябре 2022 г. этот показатель вырос до 46%. Но очень сомнительно, что торговые сети будут за счёт своей прибыли оплачивать рост заводских цен. В ноябре-декабре 2022 г. сети переложат это удорожание на потребителей.
Ёмкость рынка = Производство + Импорт – Экспорт.
В январе-сентябре 2022 г. ёмкость российского рынка мороженого составила более 413 000 тонн мороженого. В натуральном выражении это на 4.3% меньше, чем в январе-сентябре 2021 г. Падало всё: производство, импорт, экспорт. Сильнее всего сократился объём экспортных операций: в натуральном выражении – на 46.5%, в стоимостном выражении – на 26.7%. В процентном выражении падение выглядит драматично, однако от общей производственной программы заводов доля экспортных операций не превышает 3.6%.
Компания Юнилевер вывела мороженое российского производства на мировой уровень. Россия заняла 3-е место в рейтинге импортёров в США, 2-ое место – в Канаде. Фирма Юнилевер в 2021 году начала поставлять продукцию в Бразилию. Компания Айсберри активно развивала африканское направление. Российские заводы все дружно мечтали и предприниматели усилия по выходу на самый крупный в мире китайский рынок.
Но, увы… Экспортная экспансия российских заводов была остановлена украинскими событиями. Компания Юнилевер полностью свернула в России экспортную программу. Практически все российские заводы столкнулись с проблемами в международной логистике.
По вышеописанным причинам возникли проблемы и с импортом мороженого.
В 2022 году заметно выросли цены на молочные жиры, молочные белки, растительные жиры и прочие сырьевые компоненты, ингредиенты. Сильно подорожал логистический сервис. Как следствие, на российском рынке в январе-сентябре 2021-2022 гг. заводские цены на мороженое в рублёвом выражении выросли на 18%. К тому же произошло заметное укрепление российского рубля по отношению к USD. В совокупи в долларовом выражении средние экспортные цены выросли на значительные 37.2%. Средние цены импорта увеличились на 19.9%.
Напомню, что средняя цена импорта включает стоимость товара, страховку, транспортировку до России, но не учитывает таможенную пошлину, сборы, НДС и наценки торговых организаций.